Грузоподъёмные механизмы — краны, тали, лебёдки и подъемники — играют ключевую роль в промышленности, строительстве и логистике. От их исправности напрямую зависит не только эффективность производственных процессов, но и безопасность людей, работающих с ними. Именно поэтому техническое освидетельствование таких устройств является не формальной процедурой, а обязательным этапом, позволяющим выявить скрытые дефекты, предупредить аварии и продлить срок службы оборудования.
Регулярный контроль технического состояния обеспечивает соответствие механизмов действующим нормам и стандартам, формируя основу безопасной и устойчивой эксплуатации.
Техническое освидетельствование грузоподъёмного оборудования: порядок, виды и нормативные требования
Перед вводом грузоподъёмного механизма в эксплуатацию проводится первичное техническое освидетельствование, выполняемое в соответствии с руководством по эксплуатации конкретного крана или иного подъемного устройства. В случаях, когда указания по освидетельствованию отсутствуют в эксплуатационной документации, проверка осуществляется на основании требований Федеральных норм и правил (ФНП) в области промышленной безопасности.
Виды технического освидетельствования
В процессе эксплуатации грузоподъёмные механизмы подлежат регулярным проверкам, обеспечивающим поддержание их исправности и предотвращение аварийных ситуаций. Согласно установленным нормативам, различают несколько видов технического освидетельствования:
Частичное техническое освидетельствование (ЧТО)
Проводится не реже одного раза в год. Основная цель — оценка общего состояния оборудования и проверка его готовности к дальнейшей эксплуатации без проведения испытаний с нагрузкой.
В рамках частичного освидетельствования выполняются следующие мероприятия:
- проверка технической и эксплуатационной документации (паспорта, журналов осмотров, схем, актов испытаний);
- осмотр металлоконструкций, крановых путей и элементов крепления;
- контроль состояния электрооборудования, электрокабелей, тормозной системы и приборов безопасности;
- визуальная оценка состояния грузовых канатов, крюков, обводных блоков, сварных и болтовых соединений;
- проверка площадок, ограждений, лестниц и иных элементов, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования;
- контроль состояния заземления и исправности сигнальных устройств.
Во время частичного освидетельствования контрольные испытания грузом не проводятся.
Полное техническое освидетельствование (ПТО)
Проводится, как правило, не реже одного раза в три года, а для редко используемого оборудования — один раз в пять лет (к данной категории относятся краны и подъемники, применяемые исключительно при ремонте оборудования, а также обслуживающие машинные, насосные и компрессорные станции). Отнесение механизма к категории редко используемых осуществляется владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Полное освидетельствование включает весь перечень работ, предусмотренный для ЧТО, и дополнительно — проведение статических и динамических испытаний оборудования.
- Статические испытания выполняются без перемещения груза с применением контрольной нагрузки, превышающей номинальную грузоподъемность на 25% (1,25).
- Динамические испытания проводятся с перемещением груза, масса которого на 10% (1,1) больше номинальной грузоподъемности.
Для проведения испытаний владелец обязан обеспечить наличие комплекта контрольных грузов, откалиброванных и промаркированных с указанием их фактической массы.
Внеочередное техническое освидетельствование
Такой вид проверки выполняется в случаях, когда конструкция или технические параметры оборудования подверглись изменениям, а именно:
- после перемещения крана на новый объект;
- после капитального ремонта, реконструкции или замены ключевых узлов;
- при восстановлении металлоконструкций или несущих элементов.
Внеочередное освидетельствование проводится в объёме полного технического освидетельствования.
Нормативная база и регламентирующие документы
Основным нормативным документом, устанавливающим требования к проведению технического освидетельствования грузоподъёмных сооружений, является ФНП № 461 "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения". Данный документ определяет порядок, периодичность и состав работ по освидетельствованию, а также форму акта по результатам проверки.
Под действие ФНП № 461 подпадают все виды грузоподъёмных устройств, включая:
- мостовые, козловые, консольные и башенные краны;
- подъемники и вышки;
- тали, лебёдки, захватные приспособления;
- рельсовые тележки и пути передвижения кранов.
Кроме федеральных норм, отдельные предприятия (например, ГК «Росатом», предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие организации с повышенными требованиями безопасности) разрабатывают внутренние регламенты проведения технического освидетельствования, учитывающие специфику технологических процессов и категорию риска оборудования.
С 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения в ФНП № 461 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», согласно которым отменена необходимость постановки подъемных сооружений на учет в Ростехнадзоре.
Ранее обязательная процедура регистрации была исключена путем отмены пункта 143 ФНП № 461.
Теперь подъемные сооружения, подпадающие под действие данных правил, учитываются в составе опасных производственных объектов (ОПО), зарегистрированных в Ростехнадзоре.
Теперь подъемные сооружения, подпадающие под действие данных правил, учитываются в составе опасных производственных объектов (ОПО), зарегистрированных в Ростехнадзоре.
Обязанности владельца оборудования по обеспечению промышленной безопасности не отменяются, однако процесс администрирования и учета стал более прозрачным и унифицированным. Работодатель по-прежнему несет ответственность за организацию технического освидетельствования, ведение эксплуатационной документации и допуск персонала к обслуживанию подъемных сооружений.