Экспертиза промышленной безопасности

Планы мероприятий по локализации аварий: кто утверждает?

ПМЛА
Развитие промышленности и увеличение техногенных рисков, обеспечение промышленной безопасности приобретает приоритетное значение. Особенно остро стоит вопрос готовности к чрезвычайным ситуациям на опасных производственных объектах (ОПО), где даже незначительная ошибка может привести к масштабным последствиям — как для персонала, так и для окружающей среды.

Одним из ключевых инструментов минимизации таких рисков выступают планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА), разработка и утверждение которых строго регламентированы законодательством.

Однако знание того, кто именно уполномочен утверждать эти планы, имеет не только правовое, но и практическое значение — от этого напрямую зависит оперативность и эффективность реагирования в случае аварии. В данной статье мы подробно рассмотрим порядок утверждения ПМЛА, разграничение полномочий и ответственность участников этого процесса.

План мероприятий по ликвидации аварий

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1437. Этот нормативный акт играет ключевую роль в системе обеспечения промышленной безопасности, устанавливая четкий порядок разработки ПМЛА и предъявляя обязательные требования к их структуре, содержанию и порядку согласования.

Согласно документу, план должен учитывать характер и специфику потенциальных аварий на конкретном объекте, включать анализ возможных сценариев развития аварийных ситуаций, перечень необходимых технических и организационных мер по их предотвращению, а также ресурсы и силы, задействуемые в случае ликвидации последствий. Особое внимание в Положении уделяется последовательности действий ответственных лиц и взаимодействию с органами государственной власти и аварийно-спасательными службами.

Какие объекты подлежат разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий?

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) в обязательном порядке разрабатываются для опасных производственных объектов, отнесённых к I, II и III классам опасности. Данная обязанность закреплена в статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В рамках этой нормы определён перечень объектов, для которых требуется наличие утверждённого плана реагирования на аварийные ситуации.

К ним относятся предприятия, где осуществляется обращение с опасными веществами — их производство, применение, переработка, транспортировка, хранение либо уничтожение. Кроме того, разработка ПМЛА обязательна для объектов, эксплуатирующих расплавы чёрных и цветных металлов, занимающихся горнодобывающими или обогатительными работами, а также для предприятий, хранящих или перерабатывающих растительное сырьё.

В то же время законодательство делает исключения для некоторых категорий. В частности, план ликвидации последствий аварий не требуется для объектов IV класса опасности, поскольку риск возникновения масштабных техногенных инцидентов на них признан минимальным. Освобождены от этой обязанности и некоторые элементы инфраструктуры — например, объекты электро- и газораспределительных сетей, использующих сжиженный углеводородный газ (СУГ) или природный газ под давлением до 0,005 мегапаскаля. Такое разграничение позволяет сосредоточить усилия и ресурсы на наиболее потенциально опасных направлениях деятельности.

Утверждение ПМЛА

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1437, утверждение планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах возложено на лиц, наделённых управленческими полномочиями в эксплуатирующих организациях. Речь идёт о первых руководителях или их заместителях, а также, при наличии соответствующих оснований, о руководителях обособленных структурных подразделений юридических лиц — если такие полномочия предусмотрены их внутренними регламентами.
п. 8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций,
эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
Разработка и утверждение ПМЛА — это не замкнутый внутриорганизационный процесс. Прежде чем документ вступит в силу, он подлежит обязательному согласованию с АСФ(аварийно-спасательным формированием). Более того, в отдельных случаях требуется участие иных государственных органов, включая Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Это обусловлено необходимостью обеспечения межведомственного взаимодействия и гарантии того, что в случае аварии будут задействованы все необходимые ресурсы для оперативного и эффективного реагирования.
На данный момент, отсутствует обязанность по направлению ПМЛА на утверждение в территориальные подразделения Ростехнадзора. Тем не менее, наличие данного документа является обязательным, и при проведении плановых или внеплановых проверок со стороны Ростехнадзора инспекторы вправе запросить его для ознакомления.

ПМЛА включён в перечень документов, подлежащих контролю в рамках проверочных листов, утверждённых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это означает, что при отсутствии утверждённого и актуального плана организация рискует получить предписание об устранении нарушений или даже привлечение к административной ответственности. Таким образом, несмотря на отсутствие процедуры внешнего согласования, документ должен быть подготовлен в полном соответствии с установленными требованиями и постоянно находиться в актуальном состоянии, доступном для предоставления по первому требованию контролирующих органов.
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте оформляется как внутренний нормативный документ (ЛНА) предприятия и приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим распорядительным актом — приказом работодателя. Утверждение плана таким образом подчёркивает его обязательность для исполнения всеми сотрудниками, в отношении которых он распространяется. Ответственность за введение плана в действие, как и за соблюдение установленных в нём процедур, несёт руководитель организации либо уполномоченное им должностное лицо.

При этом именно работодатель или руководитель организации определяет, какие работники должны быть ознакомлены с содержанием ПМЛА в полном объёме. Этот подход позволяет учитывать специфические должностные обязанности и уровень вовлечённости каждого сотрудника в потенциальные действия по ликвидации аварийных ситуаций. Ознакомление может быть как индивидуальным, так и групповым, при этом должно быть документально зафиксировано — например, в форме подписных листов или соответствующих журналов учёта. Такой порядок обеспечивает адресную передачу информации и формирует чёткую систему ответственности в рамках реализации мер промышленной безопасности.

Оставить комментарий